Отрывок из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"
Маловероятно, чтобы две любые газеты были организованы одинаково. В небольших газетах сотрудники часто совмещают несколько функций. Когда газета растет, в штате возникают новые должности, которые раньше не были нужны. Далее, сходные функции часто выполняются работниками, называемыми в разных газетах по-разному.
Учитывая эти вариации, посмотрим, какова организация типичной ежедневной газеты с тиражом 50 000 экземпляров. Газеты меньшего тиража - до 20 000 или чуть больше - могут иметь ту же структуру.
Издатель является главным администратором, ответственным за всю деятельность газеты. В целях упрощения руководства и высвобождения времени для разработки концепций и встреч с общественностью только двое сотрудников обязаны отчитываться непосредственно перед издателем - генеральный директор и главный редактор. Генеральному директору, в свою очередь, подчиняются: управляющий, директор по маркетингу, бизнес-менеджер, заведующий компьютерной обработкой информации, производственный директор.
Должность директора по маркетингу была введена недавно - с принятием многими редакциями концепции маркетинга. Эта концепция, в нескольких словах, гласит, что для успешного ведения любого бизнеса следует выяснить запросы и нужды потребителей и затем пытаться их удовлетворить. Другими словами, бизнес пытается увидеть себя глазами потребителя.
Главный редактор отвечает за все содержание газеты, включая и редакционные статьи.
Редактор-распорядитель - главный администратор в отделе информации - согласовывает свою работу с главным редактором. Для написания редакционных статей главный редактор назначает двух журналистов, а также пишет их сам. Некоторые газеты предпочитают иметь специального редактора редакционных статей, который подчиняется непосредственно издателю. Редактор-распорядитель, контролирующий работу отдела информации, также подчинен издателю. Преимущество здесь в разделении функций новостей (информировать) и редакционных статей (выражать мнение редакции). При такой структуре уменьшается вероятность проникновения редакторского мнения в колонки новостей. Разумеется, эти функции воплощаются в общей стратегии газеты, намечаемой соиздателем.
В отделе информации он - полный хозяин. Он руководит сбором информации и ее обработкой в отделах, которыми заведуют их руководители: редактор общих новостей, редактор столичных новостей, редактор региональных новостей, редактор очерков, редактор спортивных новостей, редактор деловых новостей, художественный редактор (фоторедактор) и редактор воскресных выпусков.
Редактор воскресного выпуска на протяжении недели обрабатывает материалы для страниц воскресного выпуска - обзоры книг, путешествия, хобби и т.д.
После консультации с редактором-распорядителем редактор общих новостей распределяет информационные материалы по страницам, определяет размеры заголовков и контролирует процесс дальнейшей обработки материалов. Выпускающие редакторы проводят окончательное редактирование материалов и пишут к ним заголовки.